Вежливая ложь — лучшее упражнение для развития самоконтроля

Вежливая ложь — лучшее упражнение для развития самоконтроля

Люди, которых еще в детстве научили скрывать свои истинные чувства под маской вежливости, демонстрируют значительно больший контроль над реактивным поведением и, соответственно, достигают в жизни гораздо больших высот.

Подъем к вершине начинается еще в детстве, когда мама в первый раз шипит на дитя, скривившееся при виде неудачного подарка, а папа, когда гости отвернулись, аккуратно дает ему первый подзатыльник. Урок понятен: если тебе что-то не понравилось, это — твои проблемы. Сделай так, чтобы даритель сел за стол счастливым и на следующее утро тебе перепадет еще пара сладостей сверх установленной нормы.

Дети, воспитываемые таким образом, учатся прыгать под потолок от счастья, когда бабушка дарит им свой фирменный зимний комплект из вязаных носков, шарфа и шапочки, а тетушка — пластмассовый конструктор неизвестного китайского производителя. Несмотря на то, что некоторые молодые родители считают такой метод воспитания неестественным и даже, в некотором роде, совковым, американские исследователи полагают, что умение контролировать свою реакцию на нежеланные подарки, прививаемое детям еще в дошкольном возрасте, может сослужить им хорошую службу в более зрелом возрасте, сообщается в пресс-релизе Орегонского университета.

В ходе исследования, поддержанного Национальным институтом душевного здоровья и Техасским университетом A&M, группа американских ученых установила, что такая вынужденная ложь помогает детям лучше усваивать неписаные правила этикета, а также развивает в них более ровный (по крайней мере — внешне) темперамент.

В эксперименте, проведенном Джессикой Кьерас (Jessica E. Kieras), Рене Тобен (Renée M. Tobin), Вильямом Грациано (William G. Graziano) и Мэри Ротбарт (Mary K. Rothbart), приняли участие дети в возрасте от трех до пяти лет. Экспериментаторы провели среди детей опрос — какой подарок для них наиболее желанный, а затем выдали им либо желанную, либо нежеланную игрушку. Наблюдая за реакцией детей, ученые разделили их по базовым признакам: улыбка, удивление, разочарование, отвращение и злость.

Чтобы найти связь между этими результатами и способностью детей к самоконтролю, им предложили выполнить ряд упражнений на терпение. Например, нарисовать длинную линию, ведя шариковой ручкой с раздражающе низкой скоростью, или оттянуть и долго удерживать спусковой механизм пинбольного автомата.

Понятно, что естественная для любого ребенка реакция — бросить ручку и заявить взрослому дяде, что ему это надоело и он не хочет и не будет этого делать. В то же время воспитанный мальчик будет выполнять порученную ему задачу до упора, подчиняясь привитым ему социальным рефлексам. Стоит ли говорить, что дети, умеющие с улыбкой преодолеть разочарование от неудачного подарка, куда лучше управлялись и с выполнением неприятной работы?

По мнению исследователей, такой тренинг не пройдет для ребенка даром: через несколько десятков лет он поможет уже взрослому человеку найти свое место в обществе.