Страшное наказание – игнорирование

Страшное наказание – игнорирование

Игнорирование – самое страшное наказание. Для многих это хуже физического насилия. И да, игнорирование – психологическое насилие.

Впервые с таким наказанием мы знакомимся в детстве. Многие из нас были в ситуации, когда родители в наказание игнорировали нас. Но многие родители путают наказание и насилие.

Да, я не детский психолог, но психоанализ работает с травмами, большинство которых мы получаем именно в детстве. Есть даже такая шутка: «Каждому необходим психотерапевт, потому что у всех были родители». Чтобы не усложнять буду говорить именно о детском периоде.

Реальное наказание – это когда мы действительно совершаем ошибку и должны нести ответственность за содеянное. Если ребенок рассыпал конфеты, он и помогает их собирать.

Но игнорирование — это уже не наказание. Если мы таким способом пытаемся научить своих детей – то только от собственного бессилия. Можно просто остановить ребенка, рассказать, что вам неприятно или обидно, или то, что вы злитесь. Иногда наказание вообще не нужно.

Один раз моя дочь разбила упаковку яиц, в ее глазах был испуг. И меня больше волновало ее состояние, нежели разбитые яйца. Конечно, я не стал ее наказывать, просто мы вместе принялись за уборку.

Уже давно известно, что отсутствие внимания (игнорирование) хуже даже самого негативного внимания. Один из моих пациентов сказал про свое детство: «Лучше бы она (мама) меня била, чем не разговаривала со мной днями и вообще не замечала.»

Некоторые родители заменяют игнорирование физическими наказаниями. И это происходит тоже от бессилия. Взрослый в этот момент так уже потерял контроль над ситуацией, что находит только один выход – взять ремень. И, возможно, его самого так в детстве пытались воспитывать – ремнем. Но это никак не оправдывает его.

Как-то нам с женой в детском саду нашей дочери дали анкету. В ней был пункт: «Как вы наказываете своего ребенка?». Мы так и оставили этот пункт пустым, так как ни я, ни жена не вспомнили как бы мы системно наказывали нашу дочь.

Для ребенка очень важно, чтобы его чувства понимали и разрешали им быть. Если ему запрещают бояться, переживать, проявлять боль — то мы снова говорим о проявлении насилия. Или, можно сказать, что это игнорирование чувств ребенка.

Унижение тоже не лучший способ воспитания. Если ребенка начинают унижать, говорить какой он плохой, а другие дети хорошие – крайне больно для ребенка. Я был свидетелем одного такого случая. В магазине ребенок не успевал выкладывать продукты на ленту. Мама вместо того, чтобы ему помочь, стала упрекать его: «Да в кого ты такой медленный? Что быстрей не можешь? Вон смотри, из-за тебя уже очередь образовалась». Я никогда не видел такого отчаяния и страха в глазах у человека, тем более у ребенка. Тот стыд, который он испытывал, явно был гораздо больше, чем его «проступок» (я бы вообще это проступком не называл).

Так как тогда воспитывать ребенка? С ребенком стоит говорить о чувствах. О своих чувствах. Говорить: «Я сейчас чувствую расстроен… Я злюсь… Мне страшно… и т.д.».

Алгоритм очень простой:

1) сразу после проступка и наедине рассказать факт случившегося,

2) расскажите о своих чувствах в ответ на события,

3) совместной с ребенком найдите пути решения.

Если говорить про наказание детей, то могу сказать точно! Дети не должны ассоциировать свой дом с местом, где они находятся в опасности. Они должны чувствовать, что родительский дом – это безопасное место. Место, где их поддержат и помогут (делом или словом). Место, где им дадут опору и научат с уверенностью идти в жизнь.

В конце приведу факты про наказания:

— примерно 20% тех, кто совершал насилие над детьми, в детстве также подвергались избиениям и другим формам насилия,

— дети, у которых родители пьют, в 4 раза больше подвергаются насилию со стороны родителей, в 5 раз повышается риск их избиения, в 10 раз — эмоционального насилия, по сравнению с теми детьми, у которых родители не пьют,

— последствия жестокого обращения с детьми включают пожизненные нарушения физического и психического здоровья,

— 57% россиян — против физического наказания детей, 35% — за,

— физические наказания со временем теряют эффективность,

— физические наказания запрещены в 32 странах мира.

Факты взяты из различных открытых источников.

Михаил Ожиринский – психоаналитик, группаналитик