Вы были послушным ребенком?

Вы были послушным ребенком?

А вы были послушным ребенком? Хорошо это или плохо? Требуете ли от своих детей быть послушными? Что это им даст, а что даст вам?

Мнение что ребенок должен быть послушным очень распространено даже по сей день. А у более старшего поколения это вообще практически догма. Я часто слышу запросы: «Ребенок меня не слушает», но никогда: «Мой ребенок слишком послушным». Хотя иногда послушным детям и их родителям бывает нужна терапия, так как вызывает не меньшее беспокойство чем непослушание.

Если ребенок выполняет все просьбы и приказы родителей и других взрослых, если ничего не говорит и не спрашивает: «Не хочу. Зачем? Почему? Нет.» то на самом деле это не является нормой. Хотя родители таких детей счастливы и не считают, что в этом что-то может быть не так.

Безропотное послушание может быть явным признаком проблем в воспитании, воспитании не ребенка, а в том воспитании которого придерживаются родители. Что же дает полное послушание ребенка и какие проблемы — это потом, когда ребенок становится взрослым?

Такой ребенок мало знаком с инициативностью. Он привыкает, что ему постоянно говорят, что делать и как себя вести. Быть лидером такому человеку очень сложно. Творческая деятельность является полностью непонятной, либо, можно сказать: «С креативностью и нестандартным мышлением у такого человека очень плохо». Требуется много сил чтобы во взрослом возрасте преодолеть закрепившиеся установки слушаться других. Такому человеку сложно принять любое самостоятельное решение. Он будет спрашивать совета и отдавать ответственность за выбор даже в самых простых случаях, даже выбор, что приготовить или какую одежду надеть становится катастрофически тяжелым.

Очень важно давать ребенку определенную свободу (конечно, по его возрасту и развитию). Необходимо поддерживать его инициативу. Один мой пациент решил приготовить родителям ужин. Естественно, все получилось не так аккуратно, как у взрослых: была сожжена сковородка, на кухне царил беспорядок. И что он получил? Он получил наказание от родителей за испорченную сковородку и продукты, за беспорядок, а также жесткий запрет приближаться к кухне. И уже во взрослом возрасте ему было крайне тяжело строить свою карьеру и личную жизнь. Он постоянно боялся, что допустит ошибку, что что-то сделает не так.

Чересчур послушный ребенок очень часто оказывается подверженным чужому влиянию. И это не проходит во взрослой жизни. Если мнение ребенка постоянно подвергается жесткой критики, если его желания и поступки постоянно обесцениваются, то, когда он вырастет ему будет сложно говорить: «Нет». Причем даже там, где это необходимо. Будет часто попадать в зависимые отношения (и это не только в личной жизни, но и во всех сферах жизни). Для предотвращения подобных последствий необходимо поощрять желание ребенка, уважать выбор, принимать «нет» ребенка, разрешать ему не слушаться (при условии, что соблюдается безопасность ребенка).

Низкая самооценка также может быть связана с излишнем требованием слушаться взрослых. Если ребенок не верит в себя, так как ему просто не дают такую возможность излишними требованиями, то он может считать себя «плохим». А все из-за того, что у него нет другого опыта. Ребенок считает, что все надо заслуживать: похвалу, любовь, внимание и так далее. Постарайтесь понять, что ваша (как родителя) любовь не должна зависеть от того, как ведет себя ребенок.

Бывает и так, что ребенок начинает вести себя «от противного». Когда-то очень послушный ребенок становится совершенно неуправляемый. Он все делает наперекор, не слушает никого и ничего. И это не прекращается, даже когда он взрослеет. Просто он компенсировать свою прошлую «несвободу». Необходимо попробовать выделить ребенку пространство и сферу, где будут его правила. Это может быть его комната, его любимое занятие.

Главное — понять, что ребенок может и должен возражать и не слушаться иногда. Это необходимо для адекватного развития. А систематическое непослушание, это симптом, который говорит о чем-то. И к этому необходимо проявить внимание, но явно не наказание.

Михаил Ожиринский – психоаналитик, группаналитик