Нравственные принципы можно корректировать во сне

Нравственные принципы можно корректировать во сне

Американские психологи, работая с группой добровольцев, провели стандартный тренинг по коррекции скрытых социальных предрассудков — представлениях о слабой способности женщин к наукам и асоциальных наклонностях негров. Этот тренинг сопровождался выработкой рефлекса на определенный сигнал. Ученые доказали, что если этот специфический сигнал подается потом во время фазы глубокого (медленного) сна, то усвоение антистереотипных принципов гораздо надежнее. Эффект такого обучения с подкреплением во сне длится существенно дольше.

В романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» есть такие фрагменты:

«…Были оставлены попытки дать детям во сне понятие о длине Нила. И правильно сделали, что бросили эти попытки. Нельзя усвоить науку без понимания, без вникания в смысл.
— Но вот если бы они занялись нравственным воспитанием, — говорил Директор <…>, — Вот нравственное-то воспитание никогда, ни в коем случае не должно основываться на понимании.
<…>
Директор медленно пошел вдоль шеренги кроваток. Восемьдесят мальчиков и девочек тихо дышали, разрумянившись от сна. Из-под каждой подушки тек шепот. <…>
– Но бессловесное внедрение рефлексов действует грубо, огульно; с помощью его нельзя сформировать более тонкие и сложные шаблоны поведения. Для этой цели требуются слова, но вдумывания не нужно. Короче, требуется гипнопедия.
<…>
– Покуда наконец все сознание ребенка не заполнится тем, что внушил голос, и то, что внушено, становится в сумме своей сознанием ребенка. И не только ребенка, а и взрослого — на всю жизнь. Мозг рассуждающий, желающий, решающий — весь насквозь будет состоять из того, что внушено. Внушено нами! — воскликнул Директор торжествуя. — Внушено Государством!»

(Глава 2, перевод: О. П. Сорока, В. О. Бабков)

Такая длинная цитата потребовалась, чтобы сразу дать взыскательным читателям «Элементов» представление о теме научной публикации в Science — современная «гипнопедия». Олдос Хаксли, изобразив мир будущего, поставил в основу человеческой «цивилизации» искусственное размножение и внедрение кастового сознания с помощью гипнопедии — воспитания во сне. (Третьим компонентом цивилизации, напомню читателям, был наркотик счастья, выдаваемый государственными чиновниками всем работникам.) Хаксли — автор, образованный во всех сферах, — использовал гипнопедию, уже известную к моменту написания книги (то есть к 1932 году). Он совершенно точно указал, что знания с ее помощью внедрить нельзя — опыты по гипнопедическому обучению радистов на американских военных базах в 1923 году были неудачными.

Но зато нормы поведения усвоить во сне, как предполагалось, вполне возможно. Иначе говоря, нравственные принципы гипотетически усваиваются мозгом на бессознательном уровне, в том числе и во сне; и в дальнейшем человек ведет себя в соответствии с усвоенными принципами, даже не понимая истинных причин своих поступков. И Хаксли, устами Директора, делегирует право формировать эти принципы Государству (и ставит там восклицательный знак!). Получается население с заранее заданным, легко управляемым мировоззрением. Уже больше 80 лет люди размышляют над этой антиутопией: внедренные во сне нормы поведения — это хорошо или плохо, это этично или неэтично, это естественно или противоестественно? Пока философы и культурологи пытаются как-то решить эти ужасные вопросы (а это непросто, ведь у каждого из них уже имеются свои усвоенные нормы и принципы), нейробиологи выясняют саму возможность гипнопедического внедрения этических принципов.

Американские ученые из Северо-Западного университета в Эванстоне (Иллинойс, США) опубликовали в журнале Science результаты гипнопедической методики, которую они испытали для закрепления во сне новых нравственных установок. Нужно отметить, что они работали с такими актуальными установками, как подсознательное гендерное или расовое неравенство, которые в современном обществе считают неприемлемыми. Отсюда возникает общественный запрос на их искоренение. Американские психологи вели свои исследования в рамках этой социальной задачи (не забудем про восклицательный знак Хаксли).

Дизайн эксперимента был относительно прост (рис. 1). В нем участвовали 40 добровольцев (студенты того же университета, по 20 белых девушек и юношей). У них сначала определили базовый уровень предрассудков, расовых и гендерных. Для этого воспользовались разработанной в конце прошлого века методикой. Затем провели специальный тренинг, целью которого было внушить (избавить) испытуемых от определенных социальных стереотипов. Первый стереотип, с которым работали психологи, был такой: женщины больше склонны к искусству, чем к науке. Второй: негры склонны к асоциальному (плохому) поведению.

Рис. 1. Дизайн эксперимента

Рис. 1. Дизайн эксперимента. На первом этапе (А) на экране появляется парное изображение — лицо и слово. При нестереотипной паре участник нажимает на кнопку, и при быстром и правильном ответе раздается сигнал, а при стереотипной паре сигнала нет. Если требуемый нестереотипный ответ слишком медленный или неправильный, картинка появляется снова. На втором этапе (В) при звучании сигнала испытуемый должен нажать на нестереотипное слово. Третий этап (СD): тестирование уровня предрассудков после полуторачасового сна, во время которого звучит (или не звучит) заданный на первых двух этапах сигнал. Рисунок из синопсиса к обсуждаемой статье в Science

В ходе тренинга испытуемые должны были среагировать на фото женщин с подписанными «нестереотипными» словами: геологияфизикаЭйнштейнэкспериментНАСАбиологияматематика и т. д., а не с «творческими» словами вроде таких: поэзиялитератураШекспирсимфониятеатрдрама и т. д. Аналогичное задание было и с фотографиями негров: их нужно было сочетать с положительными словами (райсвободагармонияулыбкавосходрадостьудовольствие), а не с негативными (опасностьтошнотабомбавирусракотравлениезлоубийство). При правильном и быстром ответе раздавался определенный звуковой сигнал, при неправильном он не звучал. На второй стадии закрепления нужно было при звучании этого сигнала кликнуть мышкой на «нестереотипном» слове, совместив женские лица с научными словами, а лица негров — с эмоционально позитивными. В результате, во-первых, у испытуемых снижался уровень предрассудков (это выяснили, когда снова проводили тесты на определение уровня предрассудков), а во-вторых, формировалась связь нестереотипных установок с определенным звуком.

Последнее использовалось на третьей — гипнопедической — стадии. Испытуемые укладывались спать на полтора часа, и во время фазы глубокого сна включался негромкий звуковой сигнал, тот самый, который звучал при тренировке антистереотипных установок. Половине испытуемых включали «гендерный» сигнал, а другой половине — «расовый». После оставалось проверить, как повлияло включение сигнала на уровень скрытых предрассудков, то есть участники эксперимента, выспавшись, снова проходили тест.

Как выяснилось, если во время сна подавался звук, связанный с антистереотипными тренировками, то эффект тренировок усиливался (рис. 2). Уровень скрытых предрассудков после такого «гипнопедического» внушения снижался примерно в два раза. Особенно четко это проявилось в гендерных тренировках. Уровень гендерного стереотипа снизился практически до нуля. Эффекты антирасовых манипуляций и гипнопедии хоть и снизили скрытые расовые предрассудки, но не слишком сильно.

Рис. 2. Результаты тестирования скрытых предрассудков

Рис. 2. Слева: результаты тестирования скрытых предрассудков: до обучения (синий цвет) и сразу после (красный цвет). Справа желтым показаны результаты тестов на гендерные и расовые стереотипы (результаты усреднены) после сна, во время которого одной группе давали соответствующий сигнал, а второй его не давали. Уровень предрассудков снижается после сна с соответствующим сигналом. Рисунок из обсуждаемой статьи в Science

Сам по себе звук не влияет на эффект закрепления и усиления усвоенных норм, срабатывает только специфический сигнал. Так, если после пройденного обучения антигендерным стереотипам во сне дается расовый сигнал, то эффекта усиления нет, а антирасовый сигнал снижает только расовые предрассудки, но не гендерные (они, напротив, усиливаются, как видно из рис. 3). Так что ясно, что сигнал, слышимый бессознательно во сне, должен быть связан с предшествующим обучением. Тогда он действует в нужную сторону. Гипнопедия нравственных принципов становится реальностью.

Рис. 3. Результаты тестирования скрытых предрассудков до и после сна
Рис. 3. Результаты тестирования скрытых предрассудков до и после сна. Одной группе во время сна давали гендерный сигнал, второй — расовый, затем всех испытуемых тестировали и на гендерные, и на расовые предрассудки. Рисунок из сопроводительных материалов к обсуждаемой статье в Science

Другое дело — как долго сохраняется действие такого обучения, усиленного разовыми бессознательными стимулами. Испытуемые, пришедшие через неделю для повторного теста, показали, что сильные отголоски обучения всё же прослеживаются. У них уровень предрассудков — и расовых, и гендерных — так и остался пониженным. А вот те, кто проходил тренинг без сигнала во сне, вернулись к базовому уровню суждений. Бессознательный сигнал, напоминающий об обретенном новом навыке или знании, активизирует новообразованные специфические нервные пути, заставляя их срабатывать снова и снова. В результате формируются новые синапсы, и новая норма стабилизируется. В состоянии бодрствования закреплению нового знания мешает активизация многочисленных конкурирующих нервных путей.

Психологи рассмотрели связь последействия обучения во сне и качества сна. И пришли к выводу: чем лучше сон, тем выше последействие гипнопедического воздействия. Стоит обратить внимание на этот, в целом тривиальный, вывод из-за того, что исследование выявило положительное влияние именно фазы глубокого сна. Ученые считают, что нужны более тонко организованные эксперименты и измерения, чтобы выявить в деталях этот механизм.

Источники: 
1) X. Hu, J. W. Antony, J. D. Creery, I. M. Vargas, G. V. Bodenhausen, K. A. Paller. Unlearning implicit social biases during sleep // Science, V. 348. P. 1013–1015.
2) G. B. Feld, J. Born. Exploiting sleep to modify bad attitudes // Science. V. 348. P. 971–972.