Аутистам свойственна низкая религиозность

Аутистам свойственна низкая религиозность

Среди аутистов, как показало исследование канадских нейробиологов, очень мало религиозных индивидов. По всей видимости, это связано с их низкой способностью понимать и моделировать психику других людей. Независимые статистические корреляции с использованием соответствующих показателей обычных людей только подтвердили это заключение. Те характеристики, которые связаны с репрезентацией реакций других людей, лучше всего коррелируют с религиозностью. Ряд других личностных и интеллектуальных характеристик, как было показано, очень слабо увязывается с верой в Бога. Авторы предполагают, что способность моделировать психику других людей необходима, чтобы создать образ персонального Бога, к которому обращаются молитвенные просьбы и другие мысленные посылы.

Современные нейробиологи, вооруженные мощной аппаратурой и гигантскими базами данных, вторгаются в заповедную область духовной жизни людей. Они задают вопрос: что такое вера в Бога? — и пытаются отвечать без помощи философско-теологических словесных нагромождений, а с фактами в руках. Чтобы начать исследование в этой области, нужно, прежде всего, поставить решаемую задачу. Это означает правильно сформулировать вопрос и подобрать соответствующие фактические данные. В этом случае появляется возможность содержательного обсуждения.

В настоящее время вопросы ставятся с позиций работы различных мозговых структур у верующих людей или у тех, кто исполняет различные религиозные практики, и нейробиологи за последнее десятилетие опубликовали ряд важных работ по данной теме. К таким работам относится исследование, опубликованное недавно в журнале PLoS ONE. Канадские специалисты из Университета Британской Колумбии вместе с коллегой из Калифорнийского университета в Дэвисе продемонстрировали, что люди, испытывающие трудности в оценке мыслей и чувств других людей (то, что называется термином mentalization), существенно менее религиозны, чем те, которые хорошо моделируют психические процессы других.

Ученые сфокусировали свое внимание на аутистах, ведь аутизм — это крайний случай дефицита понимания других людей при ориентации на собственные внутренние интересы. Кроме того, была проанализирована весьма представительная выборка обычных людей, для которых оценивались в различных тестах количественные показатели аутичности и способности к пониманию других людей (такие, как тест на эмпатию или чтение эмоций по лицам и глазам). Помимо характеристик аутичности учитывались уровень образования, пол, возраст, доход, некоторые личностные качества, которые традиционно связывают с религиозностью (законопослушность и совестливость). Все эти характеристики были статистически увязаны с верой в Бога.

Аутисты по сравнению с контрольной группой (субъекты, сходные по всем характеристикам, но без клинического диагноза) проявили религиозные чувства только в 11% случаев. Иными словами, число верующих в контрольной группе принималось за 100% (это не означает, что вся контрольная группа состояла из верующих), и доля верующих среди аутистов подсчитывалась относительно этой контрольной группы. Сильным предиктором (показатель, предопределяющий корреляцию) веры в Бога для аутистов оказалась только способность к моделированию психики других людей. Ни уровень IQ, ни формальная принадлежность к церкви, ни возраст не выявили заметной корреляции.

Такой же анализ данных обычных людей (студенты университета) только подтвердил результаты, полученные на аутистах. Те, кто проявляет больше эмпатии и понимания других людей, оказались более религиозными. Мужчины в среднем менее склонны к эмпатии и моделированию психики других людей, поэтому, естественно, они и менее религиозны. Иными словами, половая принадлежность коррелирует с религиозностью точно так же, как и способность к пониманию других людей. При этом законопослушность и совестливость с религиозностью связаны слабо, равно как и уровень интеллекта и доходы.

Авторы исследования, апеллируя к статистическим показателям многофакторного анализа, настаивают на том, что наилучшим предиктором религиозности не только для аутистов, но и для обычных людей является только способность к моделированию психики других людей. Обратный постулат — а именно то, что религиозность увеличивает внимательность к людям и понимание других людей, — не подтверждается в этом анализе. То есть, став религиозным, человек не становится более внимательным и понимающим по отношению к другим. Но чтобы увлечься религией, надо изначально уметь прислушиваться и понимать мысли других людей.

Ученые объясняют полученный результат с позиций необходимости персонализации Бога. Мысленное общение с божеством, например обращение к нему молитв и благодарностей, предполагает создание у себя в голове его образа. Ведь нужно не только обратиться к нему, но и смоделировать его возможную реакцию и соответственно подкорректировать собственное поведение. На это способны те, у кого изначально имеется предрасположенность к рефлексии и обдумыванию мотивов поведения других людей. Если же по той или иной причине у субъекта нарушены нейронные структуры, отвечающие за это свойство, как, например, у аутистов, то вера в такого по-настоящему абстрактного Бога оказывается невозможной.

Интерпретируя таким образом полученные результаты, авторы данной работы во многом опирались на ставшее уже широко известным немецкое исследование томограмм мозга молящихся (Uffe Schjoedt et al., 2009. Highly religious participants recruit areas of social cognition in personal prayer). Напомню, что в этом исследовании сравнивали активизацию отделов мозга при отстраненной молитве, обращенной к Богу («Отче Наш»), при молитвах, содержащих прошение о собственных нуждах, а также при обращении с пожеланием к Санта-Клаусу и при произнесении общеизвестного детского стишка (Nursery Rhyme).

Слева: томограммы мозга во время молитв и контрольных процедур. Справа: гистограммы, показывающие размеры соответствующих активированных участков мозгаСлева: томограммы мозга во время молитв («Отче Наш» и молитвы о персональных нуждах) и контрольных процедур — обращений к Санта-Клаусу и произнесения детского стишка. Красным обозначены те области мозга, которые больше активируются при молитве, чем при обращении к Санта-Клаусу. A — предклинье (по Бродману поле 7), B — участок коры в зоне височно-теменного контакта (поля 39/40), C — передне-медиальная префронтальная кора (поле 10), D — участок коры в зоне височного полюса (поле 38). Справа: гистограммы, показывающие размеры соответствующих активированных участков мозга (слева направо: просьба к Санта-Клаусу, детский стишок, личная молитва, «Отче Наш»). Изображение из вышеупомянутой статьи Uffe Schjoedt et al., 2009

Сравнение показало, что при произнесении «Отче Наш» и молитв о собственных нуждах включаются помимо прочего те же отделы мозга, что и при процессе ментализации — обдумывании общения с другими людьми. Это заключение согласуется с гипотезой авторов о том, что при общении со сверхсуществом всё же требуется хоть как-то его вообразить: чтобы с кем-то общаться, нужно его себе представлять. Мне вспоминаются главы из романа Орхана Памука «Стамбул. Город воспоминаний», в которых турецкий писатель со свойственной ему четкостью описал свой детский образ Аллаха: в его мыслях это была Большая Женщина в Белой Одежде. Персонализация божественного образа, как показывает этот пример, может сильно отличаться от общепринятой, но образ этот обязательно должен быть выражен теми или иными конкретными чертами. Как указано в статье, идея абстрактного Бога противоречит принципам работы нашего мозга, нужен Бог персональный. Низкая религиозность аутистов только подтверждает этот тезис. Также находит объяснение хорошо известный, но загадочный факт более низкой религиозности у мужчин по сравнению с женщинами. Действительно, если посредником веры выступает способность моделировать психику и поведение других людей, то мужская религиозность будет снижена в силу сниженной способности мужчин к ментализации.

В паре с исследованием религиозности у аутистов в том же журнале PLoS ONEопубликована интересная работа китайских ученых. Они проверили, как связана вера в Христа с работой тех участков мозга, которые отвечают за репрезентацию собственного «я» на фоне социальной среды. Самоощущение и самооценка — это личностные характеристики, так или иначе зависящие и от социальной среды, и от способности отделять себя от других (я не такой как они). Мерилом «самоощущения» китайские ученые выбрали скорость реакции на собственный портрет. Это обычный тест, показывающий, насколько субъект выделяет себя на фоне окружающих людей, своего рода определение самооценки. Если самооценка высока, и человек склонен к эгоцентрическом взглядам, то он будет быстрее реагировать на свой портрет; чем ниже самооценка, тем медленнее реакция.

В этих экспериментах измеряли скорость реакции на свой портрет у китайцев-христиан (в основном представителей протестантского фундаментализма) и китайцев-атеистов. Таким образом можно оценить, насколько различается самоощущение у верующих и неверующих. Уровень личностной самооценки в данном эксперименте продемонстрировали, поместив под портретом подпись с положительным или отрицательным качеством. Для контроля измерили скорость тех же реакций на портрет близкого друга. Этот портрет тоже был подписан положительными или отрицательными качествами.

Эксперименты, демонстрирующие разницу в самооценке на фоне других людей (друзей)
Эксперименты, демонстрирующие разницу в самооценке на фоне других людей (друзей). В первом опыте на фоне портрета — своего собственного или друга — появлялись оценочные качества личности (умный, красивый, добрый, глупый, злой и т. д.). Испытуемым нужно было просто отреагировать на свой портрет нажатием кнопки. У атеистов реакция на свой портрет с негативными качествами была более медленной, чем на портрет с положительными качествами. Во втором эксперименте оценивалась скорость реакции на свой портрет и на портрет друга правой и левой рукой. Изображение из обсуждаемой статьи Ma, Han, 2012 в PLoS ONE

Как и ожидалось, реакция на собственный портрет, подписанный положительными качествами, у атеистов оказывается быстрее, чем подписанный отрицательными чертами (553 микросекунды против 605 микросекунд). Христиане такой разницы не демонстрируют: какими бы качествами ни подписать их портрет, реакция не изменится (609 и 616 микросекунд соответственно, разница не значима). Также и во втором эксперименте (фото без подписей) реакция на свой портрет у христиан более медленная, чем у атеистов, и примерно такая же, как и на портреты их друзей. У атеистов реакция на портрет свой и друга всё же значимо различается: на свой они реагируют быстрее. Но эта разница проявляется только в реакции левой руки, а правая рука реагирует с одинаковой скоростью. Судя по данным результатам, снижается скорость реакции правой рукой, следовательно происходит торможение центров, связанных с самооценкой, в левом полушарии. Эту особенность еще предстоит содержательно истолковать.

Скорость реакции на появление собственного портрета у христиан и атеистов, измерения проводились отдельно для правой и левой руки
Скорость реакции на появление собственного портрета у христиан и атеистов, измерения проводились отдельно для правой и левой руки. В скобках — среднеквадратичное отклонение, звездочкой отмечено статистически значимое различие. Обратите внимание на разницу скорости реакции левой рукой на свой и чужой портреты у атеистов. Таблица из обсуждаемой статьи Ma, Han, 2012 в PLoS ONE

Этот тест показал, что китайцы, исповедующие христианство, имеют заниженную самооценку, зато оценка ими окружающих их людей повышается. Самопринижение, свойственное людям, практикующим христианские традиции, связано, по-видимому, с повышенным вниманием к другим людям.

Остается неясным, что было следствием, а что причиной: приверженность христианству породила пониженную самооценку и она сформировалась в результате соответствующих практик, или же она была такой изначально и подтолкнула субъектов к принятию христианства. Кроме того, было бы любопытно выяснить, как пониженная самооценка связана с пониманием других людей, то есть оценить связь самооценки с тем качеством, на котором акцентировали внимание исследователи аутистов. Если эти два параметра связаны, то реакция узнавания собственного лица может стать хорошим инструментом для исследования религиозности. В любом случае, научное изучение веры и религии явно имеет хорошие перспективы и должно быть перенесено из раздела рассуждений о сверхъестественном в раздел фактического анализа.

Источники:
1) Ara Norenzayan, Will M. Gervais, Kali H. Trzesniewski. Mentalizing Deficits Constrain Belief in a Personal God // PLoS ONE 7(5): e36880. May 30, 2012. Doi:10.1371/journal.pone.0036880.
2) Yina Ma, Shihui Han. Is the Self Always Better than a Friend? Self-Face Recognition in Christians and Atheists // PLoS ONE 7(5): e37824. May 25, 2012. Doi:10.1371/journal.pone.0037824.
3) Uffe Schjoedt, Hans Stødkilde-Jørgensen, Armin W. Geertz, Andreas Roepstorff. Highly religious participants recruit areas of social cognition in personal prayer // Social Cognitive and Affective Neuroscience. 2009. V. 4. No 2. P. 199–207.